Согласно новой редакции Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, "затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида". Что исключает правило о том, что затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, надо однозначно признавать расходами будущих периодов. Документ отсылает к действующим ПБУ. Если какие-либо ПБУ не обязывают считать затраты расходами будущих периодов, компания вправе признавать их сразу при начислении.
При этом План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, с 2011 года не изменились, и перечень объектов учета на счете 97 "Расходы будущих периодов" остается открытым.
Тем не менее внесенные изменения законодательных актов, по сути, определили основной принцип, которым нужно руководствоваться каждый раз при решении вопроса об отнесении объектов учета в состав будущих расходов, а именно то, что применять счет 97 в учете следует в том случае, если произведенные затраты отвечают понятию актива.
Данный подход соответствует и принципам МСФО, где понятие "расходы будущих периодов" отсутствует, и при принятии решения об отнесении затрат к тому или иному объекту учета следует руководствоваться общими принципами признания активов, обязательств, доходов и расходов.
К активам относят любую собственность вне зависимости от формы (материальная или нематериальная), а также контролируемые организацией ресурсы и расходы, имеющие денежную оценку, и от которых в будущем ожидается экономическая выгода. Иными словами, активы организации - это все то, что может быть обращено в денежные средства. В некоторых случаях в активы может быть включено имущество, принадлежащее организации не на праве собственности, а, например, на правах финансовой аренды (лизинга).
Отметим, что ни одним нормативным актом не предусмотрен порядок действий организации в 2011 году в отношении остатков, находящихся на счете 97. Организация должна проанализировать, остатки по каким объектам учитываются на данном счете, и в том случае, если данные затраты не могут быть прямо отнесены к расходам будущих периодов (а прямо они могут быть отнесены, только если объект учета соответствует понятию актива) исходя из требований измененных нормативных актов, перевести их со счета 97 на соответствующие счета затрат или расчетов. Данные изменения необходимо отразить в бухгалтерской справке.
В рассматриваемой ситуации расходы, учитываемые на счете 97, понятию актива не соответствуют.
Согласно ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и независимо от формы осуществления расходов (денежной, натуральной и иной).
При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Кроме того, в отчете о прибылях и убытках расходы отражаются, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов. При этом отражение расходов в бухгалтерской отчетности происходит независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы.
Таким образом, в бухгалтерском учете расходы на счетах бухгалтерского учета отражаются в том периоде, в котором они произошли. При этом не имеет значения, получен доход или нет.
На основании ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Следовательно, в бухгалтерском учете отражение осуществленных расходов также будет зависеть от порядка, установленного учетной политикой организации.
Согласно Плану счетов для учета расходов по обычным видам деятельности предназначены счета учета затрат (20, 25, 26, 44). Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 "Продажи".
Следовательно, расходы, осуществляемые организацией в периоде отсутствия доходов, можно отразить в учете следующими записями:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» - Кредит 60 (70, 69, 76)
- учтены расходы на услуги, заработную плату и социальное страхование сотрудников и прочее;
Дебет 90.02 "Себестоимость продаж" - Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»
- списаны расходы на финансовый результат.
Организации с 2011 года нужно самостоятельно более тщательно прописать в учетной политике порядок отражения "затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам", на счетах бухгалтерского учета и их списание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий